По словам Чрезвычайного и Полномочного посла России в Армении Ивана Волынкина, вступив в Таможенный союз, Армения будет вынуждена уступить часть своего суверенитета.
Подобное заявление Волынкин сделал сегодня в эксклюзивном интервью Радио Азатутюн.
В то же время российский посол добавил, что часть своего суверенитета уступили и другие члены Таможенного союза, в том числе и Россия.
На вопрос по поводу высказываемой в Ереване озабоченности о том, что вступив в Таможенный союз, Армения потеряет свой суверенитет и таким образом просто воссоздается Советский Союз, посол ответил: «А разве страны-члены Евросоюза не пожертвовали частью своего суверенитета, когда объединялись в это европейское объединение? Некоторые из этих стран даже пожертвовали частью своей промышленности или полностью своей промышленностью, сельским хозяйством. Кстати, Таможенный союз таких жертв не требует. Как раз промышленность и сельскохозяйственное производство Армении получат дополнительный импульс для развития и освоения европейского рынка, евразийского рынка в первую очередь».
Что касается опасений, касающихся воссоздания Советского Союза, то Волынкин сказал: «Советский Союз – это уже в прошлом, и возврата к нему нет, при всех его плюсах. Ну, конечно, там были и плюсы и минусы, и мы не будем сейчас подводить баланс, что было хорошо, а что было плохо. Но я полностью убежден в том, что нового Советского Союза не будет. В полном объеме суверенитет эти государства [члены ТС] не потеряют, но часть своего суверенитета они должны будут отдать вне всяких сомнений наднациональным органам. И это происходит в любых интеграционных объединениях, что на Востоке, что на Западе, где угодно».
На вопрос, это ли имел в виду президент Беларуси Александр Лукашенко, когда на недавнем саммите Таможенного союза в Минске заявил, что суверенитет – это не икона, все имеет свою цену, и если мы хотим жить лучше, то надо чем-то пожертвовать, посол ответил: «Я думаю, эти слова совершенно верные, и Россия отдала часть своего суверенитета наднациональным органам, но в то же время мы оккупированными себя не чувствуем».
Общеизвестна позиция России по отношению к сотрудничеству постсоветских стран с Евросоюзом, в том числе относительно ассоциации и создания зоны свободной торговли с ЕС. Москва продолжает публично высказывать свою позицию. Однако примечательно то, что президенты бывших советских республик, например, президент Армении и, согласно циркулирующим в прессе сведениям, также президент Украины, сообщают о своих решениях после личной встречи с президентом России Владимиром Путиным.
На замечание, что многие люди в Ереване и Киеве говорят о давлении в ходе этих встреч, в том числе о личном давлении со стороны Путина, Волынкин ответил: «Знаете, в случае с Арменией, я еще раз повторю, никакого давления 100 процентов не было. За этим процессом я следил внимательно, будучи уже послом, находясь здесь. Я вам скажу так: любое двустороннее мероприятие высокого уровня должно быть чем-то обязательно наполнено. Армения, просчитывала все плюсы и минусы либо вступления в Таможенный союз, либо какое-то ассоциативное членство с Европейским союзом, когда были просчитаны все эти плюсы и минусы и пришли к выводу, что, конечно, несравнимо больше плюсов принесет вступление в Таможенный союз, вот после этого уже произошел визит Сержа Азатовича Саргсяна в Российскую Федерацию 3 сентября этого года. И как раз к этому визиту было приурочено это заявление. Это не результат переговоров Владимира Владимировича Путина и Сержа Азатовича Саргсяна, на этой встрече было представлено решение Армении».
На днях бывший посол России в Армении Вячеслав Коваленко, занимавший пост посла в нашей стране вплоть до марта этого года, сделал примечательное заявление, сказав, что решение президента Армении о вступлении в Таможенный союз стало для него неожиданным,
В ответ на вопрос как он объяснит то обстоятельство, что посол России не знал о намерении Армении присоединиться к Таможенному союзу, нынешний российский посол сказал: «Я вам могу сказать, что здесь есть определенное недопонимание ситуации. То, что представит Таможенный союз в случае вступления Армении в эту организацию, было презентовано Армении раньше, еще во времена Коваленко. Вопрос о том, что Армения присоединится к Таможенному союзу, возник позже, уже после отъезда Коваленко. Все это время армянская сторона внимательно, скрупулезно просчитывала все варианты, изучала, это был вопрос изучения. Презентация с российской стороны проводилась неоднократно, поэтому говорить о том, что ничего не было, что это возникло на пустом месте, неверно. Скажем так, к концу лета этого года окончательно сформировалось мнение».
Российский дипломат вновь повторил, что никакого давления со стороны Москвы не было, и решение о присоединении Армении к Таможенному союзу руководство Армении приняло вполне самостоятельно, «с учетом всех имеющихся факторов и вызовов, которые стоят в настоящее время перед Арменией».
«Некоторые комментаторы зачастую сознательно упрощают ситуацию, сводя вот к такой формулировке, что Ереван, мол, выбирал между безопасностью и экономическим процветанием и выбрал первое. Это в общем-то упрощенный подход. С моей точки зрения, во внимание были приняты все факторы, касающиеся безопасности, политические, энергетические, транспортные, духовно-нравственные не в последнюю очередь. Не менее значимыми были и экономические аргументы, представленные российской стороной в экспертной оценке органов Таможенного союза», - сказал Волынкин.
Посол России представил те экономические выгоды, которые может получить Армения, вступив в Таможенный союз. По расчетам Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития, вступление Армении в ТС позволит сразу получить экономический эффект в размере порядке 4% ВВП, а уже через пару лет после вступления этот прирост может составить и до 9%, что эквивалентно почти 500 млн долларов.
Между тем, по словам посла, в заключительном отчете по Ассоциативному соглашению с ЕС в долгосрочном периоде Армении при всех благоприятных условиях обещали более скромный прирост ВВП, который доходил примерно до 150 млн долларов.
На вопрос, почему после трехлетних переговоров с ЕС вокруг заключения соглашений об ассоциации и зоне свободной торговли Армения вдруг приняла противоположное решение, не свидетельствует ли это о давлении, Иван Волынкин ответил: «Я еще раз повторюсь, что Россия не оказывала никакого давления на Армению в этом вопросе. Шаг в сторону Таможенного союза был сделан руководством Армении, которое взвесило все «за» и «против» и приняло, на мой взгляд, единственно мудрое решение, которое совпадает, как показывают опросы общественного мнения, с мнением абсолютного большинства населения страны. Некоторе аналитики утверждают, что якобы Армения совершила разворот на 180 градусов в последнюю минуту. На самом деле, я считаю, что это мнение ошибочно, что все совсем не так. Армения никогда не отступала от своей стратегии приоритетного сотрудничества с Россией, поэтому говорить о каких-то разворотах вряд ли уместно».
На замечание, почему в таком случае Армения около трех лет вела переговоры с ЕС, посол сказал: «Знаете, Российская Федерация тоже ведет переговоры с Европейским союзом, и больше трех лет уже, но тем не менее результата пока нет. Мы не против сотрудничества с Европейским союзом, с ним нужно вести переговоры. Но, видимо, Армения для себя выбрала, то что считает нужным».
На вопрос, если давления не было, то почему в случае Украины и Молдовы Россия выступает с жесткими заявлениями о том, что после подписания соглашений об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС российский рынок для этих стран будет закрыт, и не была ли представлена подобная негативная перспектива и президенту Армении 3 сентября, российский посол ответил, что Москва не перестает разъяснять, что условия двух интергационных объединений – Европейского и Таможенного союза – таковы, что «усидеть на двух стульях дальше не удастся».
«Это не политика. Можно лавировать в политических каких-то вопросах, а тут чистая экономика возникает. Если существует какое-то экономическое объединение государств, и когда оно вводит охранительные барьеры, то, естественно, другое государство должно как-то реагировать на это. Кроме того, могу вам сказать, что Россию со странами бывшего Советского Союза связывают очень плотные интеграционные связи, у нас еще с давних времен были налажены интеграционные контакты, прежде всего, в сфере промышленности, и если какое-то из государств приниммает другие нормы, скажем, нормы Европейского союза, и в техническом регулировании, и в других вопросах, то это сказывается и на отношениях с государствами-бывшими парнерами, то есть эти связи могут быть нарушены, и от этого пострадает и одна, и другая сторона. Поэтому тут речь не идет о том, что кто-то поставил перед кем-то ультиматум. Нет. Просто российская сторона очень настойчиво разъясняет своим партнерам из Украины и Молдавии, к чему это приведет, что будет дальше, чтобы это не было потом каким-то сюрпризом», - пояснил Волынкин.
На замечание, была ли такая настойчивость проявлена на встрече с президентом Армении, посол ответил: «Я уверен в том, что такой настойчивости не было. Армяне очень умный и прагматичный народ. Они посчитали все плюсы и все минусы и пришли к такому выводу. И намеков не было. Речь шла исключительно о прагматичных вопросах, что принесет какую выгоду. Все посчитали досконально и пришли к такому выводу».
Подобное заявление Волынкин сделал сегодня в эксклюзивном интервью Радио Азатутюн.
В то же время российский посол добавил, что часть своего суверенитета уступили и другие члены Таможенного союза, в том числе и Россия.
На вопрос по поводу высказываемой в Ереване озабоченности о том, что вступив в Таможенный союз, Армения потеряет свой суверенитет и таким образом просто воссоздается Советский Союз, посол ответил: «А разве страны-члены Евросоюза не пожертвовали частью своего суверенитета, когда объединялись в это европейское объединение? Некоторые из этих стран даже пожертвовали частью своей промышленности или полностью своей промышленностью, сельским хозяйством. Кстати, Таможенный союз таких жертв не требует. Как раз промышленность и сельскохозяйственное производство Армении получат дополнительный импульс для развития и освоения европейского рынка, евразийского рынка в первую очередь».
Что касается опасений, касающихся воссоздания Советского Союза, то Волынкин сказал: «Советский Союз – это уже в прошлом, и возврата к нему нет, при всех его плюсах. Ну, конечно, там были и плюсы и минусы, и мы не будем сейчас подводить баланс, что было хорошо, а что было плохо. Но я полностью убежден в том, что нового Советского Союза не будет. В полном объеме суверенитет эти государства [члены ТС] не потеряют, но часть своего суверенитета они должны будут отдать вне всяких сомнений наднациональным органам. И это происходит в любых интеграционных объединениях, что на Востоке, что на Западе, где угодно».
На вопрос, это ли имел в виду президент Беларуси Александр Лукашенко, когда на недавнем саммите Таможенного союза в Минске заявил, что суверенитет – это не икона, все имеет свою цену, и если мы хотим жить лучше, то надо чем-то пожертвовать, посол ответил: «Я думаю, эти слова совершенно верные, и Россия отдала часть своего суверенитета наднациональным органам, но в то же время мы оккупированными себя не чувствуем».
Общеизвестна позиция России по отношению к сотрудничеству постсоветских стран с Евросоюзом, в том числе относительно ассоциации и создания зоны свободной торговли с ЕС. Москва продолжает публично высказывать свою позицию. Однако примечательно то, что президенты бывших советских республик, например, президент Армении и, согласно циркулирующим в прессе сведениям, также президент Украины, сообщают о своих решениях после личной встречи с президентом России Владимиром Путиным.
На замечание, что многие люди в Ереване и Киеве говорят о давлении в ходе этих встреч, в том числе о личном давлении со стороны Путина, Волынкин ответил: «Знаете, в случае с Арменией, я еще раз повторю, никакого давления 100 процентов не было. За этим процессом я следил внимательно, будучи уже послом, находясь здесь. Я вам скажу так: любое двустороннее мероприятие высокого уровня должно быть чем-то обязательно наполнено. Армения, просчитывала все плюсы и минусы либо вступления в Таможенный союз, либо какое-то ассоциативное членство с Европейским союзом, когда были просчитаны все эти плюсы и минусы и пришли к выводу, что, конечно, несравнимо больше плюсов принесет вступление в Таможенный союз, вот после этого уже произошел визит Сержа Азатовича Саргсяна в Российскую Федерацию 3 сентября этого года. И как раз к этому визиту было приурочено это заявление. Это не результат переговоров Владимира Владимировича Путина и Сержа Азатовича Саргсяна, на этой встрече было представлено решение Армении».
На днях бывший посол России в Армении Вячеслав Коваленко, занимавший пост посла в нашей стране вплоть до марта этого года, сделал примечательное заявление, сказав, что решение президента Армении о вступлении в Таможенный союз стало для него неожиданным,
В ответ на вопрос как он объяснит то обстоятельство, что посол России не знал о намерении Армении присоединиться к Таможенному союзу, нынешний российский посол сказал: «Я вам могу сказать, что здесь есть определенное недопонимание ситуации. То, что представит Таможенный союз в случае вступления Армении в эту организацию, было презентовано Армении раньше, еще во времена Коваленко. Вопрос о том, что Армения присоединится к Таможенному союзу, возник позже, уже после отъезда Коваленко. Все это время армянская сторона внимательно, скрупулезно просчитывала все варианты, изучала, это был вопрос изучения. Презентация с российской стороны проводилась неоднократно, поэтому говорить о том, что ничего не было, что это возникло на пустом месте, неверно. Скажем так, к концу лета этого года окончательно сформировалось мнение».
Российский дипломат вновь повторил, что никакого давления со стороны Москвы не было, и решение о присоединении Армении к Таможенному союзу руководство Армении приняло вполне самостоятельно, «с учетом всех имеющихся факторов и вызовов, которые стоят в настоящее время перед Арменией».
«Некоторые комментаторы зачастую сознательно упрощают ситуацию, сводя вот к такой формулировке, что Ереван, мол, выбирал между безопасностью и экономическим процветанием и выбрал первое. Это в общем-то упрощенный подход. С моей точки зрения, во внимание были приняты все факторы, касающиеся безопасности, политические, энергетические, транспортные, духовно-нравственные не в последнюю очередь. Не менее значимыми были и экономические аргументы, представленные российской стороной в экспертной оценке органов Таможенного союза», - сказал Волынкин.
Посол России представил те экономические выгоды, которые может получить Армения, вступив в Таможенный союз. По расчетам Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития, вступление Армении в ТС позволит сразу получить экономический эффект в размере порядке 4% ВВП, а уже через пару лет после вступления этот прирост может составить и до 9%, что эквивалентно почти 500 млн долларов.
Между тем, по словам посла, в заключительном отчете по Ассоциативному соглашению с ЕС в долгосрочном периоде Армении при всех благоприятных условиях обещали более скромный прирост ВВП, который доходил примерно до 150 млн долларов.
На вопрос, почему после трехлетних переговоров с ЕС вокруг заключения соглашений об ассоциации и зоне свободной торговли Армения вдруг приняла противоположное решение, не свидетельствует ли это о давлении, Иван Волынкин ответил: «Я еще раз повторюсь, что Россия не оказывала никакого давления на Армению в этом вопросе. Шаг в сторону Таможенного союза был сделан руководством Армении, которое взвесило все «за» и «против» и приняло, на мой взгляд, единственно мудрое решение, которое совпадает, как показывают опросы общественного мнения, с мнением абсолютного большинства населения страны. Некоторе аналитики утверждают, что якобы Армения совершила разворот на 180 градусов в последнюю минуту. На самом деле, я считаю, что это мнение ошибочно, что все совсем не так. Армения никогда не отступала от своей стратегии приоритетного сотрудничества с Россией, поэтому говорить о каких-то разворотах вряд ли уместно».
На замечание, почему в таком случае Армения около трех лет вела переговоры с ЕС, посол сказал: «Знаете, Российская Федерация тоже ведет переговоры с Европейским союзом, и больше трех лет уже, но тем не менее результата пока нет. Мы не против сотрудничества с Европейским союзом, с ним нужно вести переговоры. Но, видимо, Армения для себя выбрала, то что считает нужным».
На вопрос, если давления не было, то почему в случае Украины и Молдовы Россия выступает с жесткими заявлениями о том, что после подписания соглашений об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС российский рынок для этих стран будет закрыт, и не была ли представлена подобная негативная перспектива и президенту Армении 3 сентября, российский посол ответил, что Москва не перестает разъяснять, что условия двух интергационных объединений – Европейского и Таможенного союза – таковы, что «усидеть на двух стульях дальше не удастся».
«Это не политика. Можно лавировать в политических каких-то вопросах, а тут чистая экономика возникает. Если существует какое-то экономическое объединение государств, и когда оно вводит охранительные барьеры, то, естественно, другое государство должно как-то реагировать на это. Кроме того, могу вам сказать, что Россию со странами бывшего Советского Союза связывают очень плотные интеграционные связи, у нас еще с давних времен были налажены интеграционные контакты, прежде всего, в сфере промышленности, и если какое-то из государств приниммает другие нормы, скажем, нормы Европейского союза, и в техническом регулировании, и в других вопросах, то это сказывается и на отношениях с государствами-бывшими парнерами, то есть эти связи могут быть нарушены, и от этого пострадает и одна, и другая сторона. Поэтому тут речь не идет о том, что кто-то поставил перед кем-то ультиматум. Нет. Просто российская сторона очень настойчиво разъясняет своим партнерам из Украины и Молдавии, к чему это приведет, что будет дальше, чтобы это не было потом каким-то сюрпризом», - пояснил Волынкин.
На замечание, была ли такая настойчивость проявлена на встрече с президентом Армении, посол ответил: «Я уверен в том, что такой настойчивости не было. Армяне очень умный и прагматичный народ. Они посчитали все плюсы и все минусы и пришли к такому выводу. И намеков не было. Речь шла исключительно о прагматичных вопросах, что принесет какую выгоду. Все посчитали досконально и пришли к такому выводу».