Մատչելիության հղումներ

«Возможность маневрирования в осуществлении комплементарной политики Армении уменьшается»


Российский зенитно-ракетный комплекс С-300
Российский зенитно-ракетный комплекс С-300

Подписание договора о продлении пребывания российской военной базы в Армении повлияет на внешнюю политику Армении, считает заместитель директора Института Кавказа Сергей Минасян.

В беседе с Радио Свобода, касаясь вносимых в договор изменений, вокруг которых стороны уже пришли к взаимному согласию, Сергей Минасян посчитал позитивным то обстоятельство, что российская военная база получает более широкие возможности в вопросе гарантирования безопасности Армении.

По мнению Сергея Минасяна, это изменение также означает, что Россия защитит безопасность Армении в случае возможных военных действий в Карабахе.

Конечно, по словам политолога, вносимые в договор изменения имеют свою цену, что окажет свое влияние на комплементарную политику Армении.

«Эта цена для Армении заключается в том, что возможность маневрирования в осуществлении стратегии комплементаризма уменьшается», - отметил Минасян.

19 августа в Армению с официальным визитом прибудет президент России Дмитрий Медведев. Ожидается, что протокол о внесении изменений в подписанный в 1995 году российско-армянский договор о российской военной базе на территории Армении будет подписан в ходе визита президента России.

Согласно изменениям, пребывание российской военной базы на территории Армении, начиная с 1995 года, вместо прежних 25 лет продлевается до 49 лет. Еще одно существенное изменение заключается в том, что российская военная база в период ее пребывания на территории Республики Армения, кроме осуществления функций по защите интересов Российской Федерации, будет обеспечивать совместно с Вооруженными силами Республики Армения безопасность Республики Армения.

Политолог не разделяет опасений, что российская военная база, получив широкие полномочия по защите безопасности Армении, сможет также вмешиваться во внутренние дела Армении.

Сергей Минасян убежден, что у России есть более эффективные методы воздействия на Армению, начиная с экономических рычагов и заканчивая оживлением военного сотрудничества с Азербайджаном.

Между тем, по мнению ответственного по внешним связям оппозиционного Армянского национального конгресса (АНК) Владимира Карапетяна, изменения, вносимые в заключенный в 1995 году договор, не предусматривают новых функций для российской военной базы и не обеспечивают дополнительную безопасность Армении.

Оппозиционный деятель убежден, что в случае возможных военных действий с Азербайджаном российская военная база безопасность Армении не обеспечит, учитывая ряд весьма важных обстоятельств. «Прежде всего, в последнем заявлении, сделанном в Торонто 26 июня, Россия вместе с США и Францией признала территории, находящиеся под контролем Карабаха, как оккупированные. Следовательно, если Азербайджан объявит, что начал войну с целью вернуть себе оккупированные территории, то у России не будет никакого обоснования идти против подписанного ею документа, - отметил Карапетян. - Также могу напомнить, что в прошлом году в Баку Россия подписала документ, в котором признала территориальную целостность Азербайджана. Следовательно, в случае восстановления территориальной целостности, если Баку сделает подобное заявление, Россия не предпримет никакого вмешательства. В этом смысле я считаю, что мнение провластных аналитиков и представителей власти о том, что этот документ якобы защитит нас в случае военного столкновения с Азербайджаном, лишено оснований и, более того, направлено на введение нашей общественности в заблуждение».

Что касается продления пребывания российской военной базы на территории Армении до 2044 года, то, по мнению Владимира Карапетяна, это изменение в договоре было инициативой Армении. По словам представителя АНК, Армения таким образом расплачивается за кредит в 500 миллионов долларов, полученный от России в прошлом году во время экономического кризиса.

На вопрос о том, считает ли АНК положительным факт продления пребывания российской военной базы на территории Армении до 2044 года, Владимир Карапетян ответил, что официальная позиция АНК по этому вопросу будет обнародована после опубликования изменений в договоре.
XS
SM
MD
LG