Մատչելիության հղումներ

Правительство не считает приказ Микаэла Арутюняна антиконституционным


Армения - Военные патрулируют улицы Еревана, 2 марта 2008 г.
Армения - Военные патрулируют улицы Еревана, 2 марта 2008 г.

Правительство Армении официально выразило несогласие с утверждением оппозиции о том, что строго секретный приказ бывшего министра обороны Микаэла Арутюняна от 23 февраля 2008 года был незаконным, антиконституционным и был призван вовлечь армию в поствыборные внутриполитические события.

В прошлом месяце юрист Ваге Овсепян от имени оппозиции направил заявление премьер-министру Тиграну Саргсяну с просьбой признать противоречащим Конституции и закону секретный приказ бывшего министра обороны за номером 0038. На днях был получен официальный письменный ответ правительства, в котором отмечается, что «распоряжение бывшего министра обороны относительно перевода Вооруженных сил на казарменное положение не может рассматриваться как использование Вооруженных сил».

Напомним, что согласно опубликованной в прессе выдержке из приказа Микаэла Арутюняна, можно сделать вывод, что через 4 дня после президентских выборов, состоявшихся 19 февраля 2008 года, всему составу вооруженных сил был дан приказ перейти на казарменное положение до получения особого распоряжения, под командованием бывшего начальника ереванского гарнизона Юрия Хачатурова создать новую структуру под названием «Администрация начальника гарнизона».

Оппозиция утверждает, что в указанный период упомянутая структура обеспечивала 1 марта [2008 года] переброску вооруженных сил в Ереван и процессы, связанные с их последующим управлением. А согласно прим. 8 статьи 2 Конституции РА и закону РА «Об обороне», Вооруженные силы в политических вопросах сохраняют нейтралитет.

Адвокат в своем заявлении также ссылается на статью 55 Конституции, согласно которой «решение об использовании или задействовании Вооруженных сил может принимать только президент республики, а не министр обороны».

Однако в ответе правительства отмечается, что приказ бывшего министра обороны не имеет никакой связи с вышеупомянутыми статьями Конституции, при этом приводится следующие обоснование: «Правовой акт о переводе на казарменное положение совсем не следует расценивать как акт, ссылающийся на использование Вооруженных сил. Обеспечение и организация казарменного положения является текущим действием, осуществляющимся на тактическом уровне руководства Вооруженными силами. А согласно закону «Об обороне», непосредственное руководство Вооруженными силами осуществляет министр обороны».

Юрист Ваге Овсепян в беседе с Радио Свобода назвал, указанные в ответе правительства аргументы безосновательными.

«Факт, что Вооруженные силы были использованы во время событий 1 марта 2008 года. А отсюда следует, что основанием для использования Вооруженных сил являлся указанный приказ. Следовательно, любой аргумент, указанный в ответе правительства, с нашей стороны расценивается как безосновательный», - отметил Овсепян.

Бывший заместитель министра обороны Андраник Кочарян в беседе с Радио Свобода, квалифицировав аргументы правительства как «поверхностные», обратил внимание на создание, согласно этому приказу, новой структуры под названием «Администрация начальника гарнизона» под командованием бывшего начальника ереванского гарнизона Юрия Хачатурова, что, по его словам, означает изменение системы управления армией. Подобных полномочий, по утверждению Кочаряна, у бывшего министра обороны не было.

В то же время Андраник Кочарян выразил недоумение: «Если этот приказ был таким невинным, почему же тогда по подозрению в его разглашении арестовали человека».

Напомним, что в конце декабря прошлого года по подозрению в разглашении государственной тайны был арестован бывший начальник управления строительства Министерства обороны Армении Армен Саргсян, и возбужденное против него дело уже направлено в суд.

Пресс-секретарь министра обороны Сейран Шахсуварян заявил сегодня Радио Свобода, что секретный приказ Микаэла Арутюняна никоим образом не противоречит Конституции и законодательству. Этот приказ, по его словам, имел целью взятие под контроль важнейших объектов стратегического значения, что было обусловлено создавшейся в те дни в Ереване ситуацией.
XS
SM
MD
LG