Մատչելիության հղումներ

«Россия пытается вести дипломатию в византийском стиле»


Президенты России (слева) и Азербайджана на совместной пресс-конференции в Баку. 3 сентября 2010 г.
Президенты России (слева) и Азербайджана на совместной пресс-конференции в Баку. 3 сентября 2010 г.

«Россия в нашем регионе пытается вести дипломатию в византийском стиле, и, возможно, это у нее получается», - отметил заместитель директора Института Кавказа, политолог Сергей Минасян; комментируя в беседе с армянской службой Радио Свобода (Радио «Азатутюн») визит президента России Дмитрия Медведева в Баку.

«На самом деле, того, что Россия станет единственным или главным гарантом безопасности Армении, думаю, ожидать не следует, да и Армения в этом не нуждается, - подчеркнул политолог, добавив. - Мы должны понять, что Россия имеет свои интересы, и ее интересы не всегда во всех вопросах совпадают с интересами или целями безопасности Армении».

«Ситуация вокруг Нагорного Карабаха такова, что если начнутся военные действия, то велика вероятность того, что они не ограничатся лишь территорией Нагорного Карабаха, а в таком случае должны выполняться те обязательства, которые есть у России в отношении Армении как в рамках двусторонних договоров, так и в рамках Организации Договора о коллективной безопасности», - считает Сергей Минасян.

По его словам, это «не означает, что Россия обязательно будет делать это эффективно, но если Россия этого не сделает (и не важно, какой исход будут иметь возможные военные действия в зоне нагорно-карабахского конфликта), то в России понимают, что уже на второй день после этого будет поставлен вопрос вообще о целесообразности присутствия российской военной базы в Армении».

По словам эксперта Армянского центра стратегических и национальных исследований Манвела Саркисяна, несмотря на то что, согласно достигнутой в Баку между Россией и Азербайджаном новой договоренности, объемы продаваемого «Газпрому» газа со следующего года увеличатся в 4 раза, а также несмотря на то что в Баку говорилось о российско-азербайджанском стратегическом партнерстве, однако важным было то, что «Азербайджан, по-видимому, спросил о новом заключенном с Арменией договоре, и ответ в действительности был очень четким. По словам Медведева, цель этой военной базы – обеспечение безопасности и стабильности на Кавказе».

«В ответе говорится, что это был шаг против новых войн, - отметил эксперт, продолжив. –Факт в том, что Россия сказала свое резкое слово будущим дистабилизаторам, которые лелеяли большие надежды на получение определенной поддержки со стороны России».

«Однозначно, что никто в этом регионе, будь то Турция или Азербайджан, не может принять единоличного решения о начале войны. Развязывание войны - серьезное политическое решение, которое зависит от многих. Азербайджан всячески пытается получить этот карт-бланш от международного сообщества, от той же России, потому что он прекрасно знает, что война - это не его дело, он может участвовать в ней, но он не может ни принять решения о ее начале, ни просчитать ее возможные последствия», - сказал Манвел Саркисян.

В то же время, по мнению эксперта, «опыт показывает, что ни один договор ничего не означает. «Этот договор [протокол о продлении срока пребывания российской военной базы в Армении] дал России большие полномочия. Как она использует эти полномочия в той или иной политической ситуации – это уже совершенно другой вопрос. Будет необходимость – использует. Скажем, в Грузии в августе 2008 года она имела определенные полномочия, имела миротворческие силы, и в конкретной ситуации использовала эти полномочия таким образом, который ни для кого кроме России не был приемлемым».

«Полномочия есть, все в руках России. Она может очень дорого продать эти полномочия. Она сейчас их немного продает: немного продала в обмен на газ из Азербайджана, а завтра может что-нибудь продать Турции. И вовсе необязательно, чтобы эти полномочия предназначались для реализации: от Армении она получает полномочия, после чего используют их ровно так, как считает нужным, - подчеркнул Манвел Саркисян, вместе с тем добавив. - Но это не означает, что Армения и Россия в действительности не имеют стратегических интересов. Имеют. Как для Армении, так и для России турецко-азербайджанское сближение представляет очень большую угрозу. Мы должны это хорошо понимать».

«Поэтому когда в Армении громко говорят на эту тему, то должны говорить обо всем: и об опасностях, и о тех возможностях, которые были созданы. Это неоднозначный вопрос: в такой политике существуют очень большие опасности», - резюмировал эксперт Армянского центра стратегических и национальных исследований.
XS
SM
MD
LG