Մատչելիության հղումներ

Министр поясняет поправки в законопроект


Министр юстиции Армении Грайр Товмасян
Министр юстиции Армении Грайр Товмасян
По словам министра юстиции Армении Грайра Товмасяна, правительство уже внесло в законопроект «О правовом режиме чрезвычайного положения» два важнейших изменения, которые касаются использования вооруженных сил в условиях чрезвычайного положения (ЧП).

Как сообщил сегодня в интервью Радио Азатутюн и газете «Айкакан жаманак» Грайр Товмасян, в переходных положениях законопроекта устанавливается, что использование вооруженных сил в условиях ЧП возможно только после прохождения ими специальной подготовки. Это, по словам министра, означает, что вооруженные силы должны знать, как вести себя с населением.

По словам министра, другое важное изменение состоит в том, что в условиях ЧП контакт вооруженных сил с населением практически должен быть исключен. В частности, по его словам, ставятся сразу несколько препятствий для пресечения непосредственных контактов ВС с населением.

«Во-первых, войска не используются, если для этого достаточно сил полиции и национальной безопасности; во-вторых, если дело касается беспорядков и тому подобного, то там вступать в контакт с населением должна полиция, а вооруженные силы должны обеспечивать защиту специально охраняемых объектов. Если ЧП связано с природными катастрофами, то ВС должны участвовать в эвакуации людей. Это должно происходить в самых крайних случаях», - сказал он.

Однако, по словам Грайра Товмасяна, главной причиной отзыва законопроекта, уже принятого в первом чтении парламентом, является то, что в законопроекте отсутствовал проект, предусматривающий ответственность за нарушение положений этого законопроекта о режиме чрезвычайного положения. В частности, это относится к административным нарушениям и тем положениям, которые касаются нарушения особого режима входа и выхода с территории ЧП, нарушение определенных финансово-экономических ограничений во время действия ЧП, нарушения специального порядка продажи продуктов питания и продуктов первой необходимости, а также нарушения прочих ограничений, предусмотренных законопроектом. Сейчас все это будет представлено одним пакетом.

Таким образом, согласно поправкам в законопроект, в условиях ЧП ВС почти не контактируют с населением. На вопрос, учитывая формулировку «почти не контактируют», не возникнет ли опасения, что армия, в конце концов, будет использована во время поствыборных событий, принимая во внимание то обстоятельство, что вооруженные силы должны проходить подготовку, касающуюся контактов с населением, министр ответил: «Самая большая проблема, которая у нас есть, это проблема доверия. То есть, если есть атмосфера недоверия, что мол власти хотят сделать именно это, это очередной шаг, то что хочешь пиши, все равно что-то да найдется. Если есть доверие, то формулировки очень ясные, четкие и определенные. То есть, у нас есть проблема достичь должного уровня доверия, и тогда эти вопросы не возникнут. Мы попали в ситуацию известной поговорки: обжегшись на молоке, на воду дуем. Сейчас мы действительно стали дуть на воду, чтобы, не дай бог, не обжечь язык».

На вопрос, уточняется ли, в каких именно случаях ВС могут контактировать с населением, министр ответил: «Европейцы говорят, что из пушки по воробьям не стреляют. Ты можешь стрелять из пушки, она пригодна, но говорят, что не нужно использовать такое большое оружие для охоты на воробья. То же самое внутри страны: если ты можешь достичь своей цели гораздо меньшим вмешательством, то зря не используй. Это «почти» ограничено принципом соразмерности».

Товмасян опроверг утверждения о том, что правительство отозвало законопроект под давлением международных структур. Он также не согласился с утверждением о том, что этот законопроект принимается специально перед предстоящими в мае парламентскими выборами. Более того, министр уверен, что чрезвычайное положение даже не будет введено.

Некоторые эксперты считают этот законопроект антиконституционным. В ответ на вопрос, нет ли у него опасения, что Конституционный суд также признает этот законопроект антиконституционным, Товмасян заявил, что утверждает обратное и считает, что этот законопроект не противоречит Конституции, добавив, что прежде сам он был более или менее известен как специалист по конституционному праву.

Законопроект «О правовом режиме чрезвычайного положения» уже в доработанном виде будет вновь вынесен на обсуждение Национального Собрания на ближайшей четырехдневной сессии парламента.
XS
SM
MD
LG